Радиально упорные подшипники для универсальной дуплексации
Радиально-упорные подшипники являются одной из разновидностей подшипников качения.
Одной из основных особенностей радиально-упорных шарикоподшипников является то, что они одновременно воспринимают две нагрузки: действующую на вал осевую и радиальную.
Величина угла контакта, обозначающаяся буквой α, определяет их способность к восприятию осевой нагрузки. Этот угол образуется между прямой, которая проходит через точку касания шарика с дорожкой качения и самого шарика, и плоскостью центров шариков. При увеличении угла контакта и вследствие уменьшения радиальной грузоподъемности возрастает грузоподъемность осевая.
Установка радиально-упорных подшипников обычно производится на имеющих высокую жесткость двухопорных валах, причем тогда, когда расстояние между опорами невелико. Кроме того, подшипники этого типа используются в тех узлах, которые требуют в процессе своей эксплуатации или монтажа регулирования зазоров.
Радиально-упорные подшипники широко применяются в центрифугах, различных приборах, червячных редукторах, головках прошивных станков, малых электродвигателях, шпинделях деревообрабатывающих, металлообрабатывающих и шлифовальных станков.
Радиально-упорные подшипники, которые устанавливаются одинарно, могут воспринимать только ту нагрузку, которая действует в одном направлении.
Те подшипники, которые устанавливаются попарно, воспринимают действующие в обоих направлениях осевые усилия.
Что касается скоростных параметров, то по ним радиально-упорные шарикоподшипники практически ни в чем не уступают подшипникам радиальным однорядным, однако из-за того, что угол контакта увеличен, допустимые пределы частот вращения несколько снижаются.
Сепараторы, которыми снабжаются радиально-упорные подшипники, изготавливаются из текстолита или же цветных металлов методами штампования и точения. Если они имеют значительную массу, то их центрирование чаще всего производится по бортикам, которые имеют внутренние кольца. Тем не менее, сейчас довольно широкое применение находят радиально-упорные подшипники с сепараторами, отцентрированными по бортикам колец наружных (они часто используются в скоростных узлах). Именно они, а также те, у которых угол контакта равен 15 °, предназначаются для установки в опорах, вращающихся с повышенной частотой.